Трагедия броненосца «Император Александр III»

Трагедия броненосца «Император Александр III»

Трагедия броненосца "Император Александр III".Мореплаватели — люд суеверный, потому, почти все из их серьезно убеждали, что катастрофа броненосца «Правитель Александр III» была предначертана еще за пару лет до его смерти В Цусимском сражении. Стройку было начато 11 мая 1900 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга, а праздничный спуск на воду состоялся 21 июля 1901 года. Во время церемонии порывом ветра сорвало 5-метровый флагшток, который упал в массу зрителей. От удара по голове скончался жандармский полковник Пирамидов и двое воспитанников Морского инженерного училища.

А в 1903 году, во время испытаний, броненосец зачерпнул воды и чуть не опрокинулся. Но, как оказывается позже, главные тесты были впереди. В октябре 1904 года «Правитель Александр III» вышел из порта Либава в составе 2-ой эскадры. Путь лежал на Далекий Восток, где в это время шла русско-японская война. Только 13 мая, наиболее чем через полгода, эскадра подошла к Корейскому проливу.

Броненосец «Правитель Александр III» был укомплектован чинами из состава Гвардейского экипажа, элиты российского флота. В перечнях экипажа значился машинист 2-ой статьи Евгений Репин — племянник величавого российского живописца Ильи Репина. Командиром броненосца был капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов. Во время прощального банкета Бухвостов заявил, что есть возможность растерять часть экипажа еще во время рейса из-за горячего атмосферного климата. И японский флот еще посильнее, чем его представляли в Рф. В заключение опытный мореплаватель произнес пророческую фразу: «Мы все умрем, но не сдадимся…»

Уже 14 мая 1905 года, на последующий денек опосля прибытия, броненосец принял роль в Цусимском сражении. «Правитель Александр III» шел вторым за флагманским броненосцем «Князь Суворов», а опосля его выхода из строя возглавил колонну российских судов. Приблизительно в 17 часов на «Александре III» вспыхнул пожар, судно очень накренилось. Сигнальщик успел передать: «терплю бедствие», но судно нежданно резко перевернулось, в итоге что погибла большая часть команды.

Около 15 человек смогли выкарабкаться на киль тонущего броненосца, но им удалось только на время отсрочить ужасную смерть, но не спастись. Страшной была и участь тех, кто находился в это время в трюмах, мореплаватели погибали придавленные тяжестями либо задыхались от недочета кислорода. К месту катастрофы смог пробиться крейсер «Изумруд». Но, оказалось, что выручать уже было некоторого. Приблизительно в 20 часов 30 минут «Правитель Александр III» стопроцентно скрылся под водой.

Из всего экипажа, а это наиболее 800 человек, спастись не сумел никто. Броненосец «Правитель Александр III» оказался единственным судном, участвовавшем в Цусимском сражении, на котором погибла вся команда. 15 сентября 1905 года судно было исключено из списков русского флота. Не осталось ни 1-го очевидца, который сумел бы поведать о крайних минутках российских моряков-героев.

Память о экипаже броненосца было принято решение увековечить, 15 мая 1908 года, в денек годовщины Цусимского схватки, был открыт обелиск, установленный рядом с Николо-Богоявленским Морским собором Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна и ее детки — величавый князь Миша Александрович и величавая княгиня Ольга Александровна. Невзирая на то, что задуман этот памятник был как знак памяти экипажа броненосца «Правитель Александр III», его нередко называли «Цусимский обелиск» — монумент всем погибшим в этом морском сражении.

На монументе были установлены бронзовые плиты с именами моряков броненосца «Правитель Александр III с памятной датой — «14 мая 1905» . А на круглой бронзовой доске были начертаны слова из Евангелия: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя».

Над гранитным обелиском работали архитектор Артемий Лаврентьевич Обер и конструктор Яков Иванович Филотей. Создателем эскиза стал Миша Сергеевич Путятин, полковник Преображенского полка. В юности Путятин закончил Морское училище и некое время служил мичманом во 2-ом флотском экипаже.

Опосля революции новенькая власть не очень хлопотала о сохранении памятников королевской эры, плиты с фамилиями погибших были демонтированы а потом высланы на переплавку. Отчасти их вернули лишь в 70-х годах, но имен почти всех участников Цусимского боя на плитах почему-либо уже не оказалось.

Сохранились сведения, что жуткие предвестия о судьбе броненосца «Правитель Александр III» начались еще до его официальной закладки на Балтийском заводе. Поначалу была сделана его модель, но она сгорела еще в мастерской. Будто бы кто-то желал предупредить о будущей катастрофы. Но те, кто воспринимали решение о предстоящем строительстве броненосца, в приметы, возможно, не верили. Либо просто не направили на их внимания.

Source link

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *